Home Up Форум Обратная связь Содержание Поиск

Развив. песни 

 

Музыкальные вирусы

Вопросы по методике использования песен
в раннем развитии детей,
как опорных "музыкально - интеллектуальных развивающих образов"

Можно ли использовать песни для интеллектуального развития?

- Можно, но только – осторожно, с использованием конкретных рекомендаций.
      В системе МИР музыка, и прежде всего, песни,  является развивающим элементом окружающей среды. Однако, нужно хотеть и уметь сделать песни такими, «развивающими элементами». При обычном использовании музыки и песен, увы, в большинстве случаев развитию наносится интеллекта больше вреда, чем пользы. Это не тот случай, когда «о вкусах не спорят». Например, песня может лично вам не нравиться, а для развития ребенка она будет полезна. И наоборот: та песня, которая нравится родителю, может запутать, дезориентировать ребенка надолго внеся некоторый стереотипы в его мышление. Если вы готовы с этим согласиться и следовать рекомендациям системы МИР, тогда в виде песен получите друзей, могучих помощников в развитии ребенка. Например, доказано, что пение букв и слогов помогает научить читать детей намного раньше сроков, которые раньше считались невозможными. Если родители не понимают значения песен для интеллектуального развития, то музыка и песни могут стать существенной помехой, что приведет к сдерживанию.

Но ведь песни мы слушаем для удовольствия или танцев – разве это совместимо с обучением?

- В обычной практике песни используются взрослыми в основном для расслабления, то есть, по сути, в антиинтеллектуальных целях. Взрослым людям, родителям, обремененным реальными проблемами, это нужно для снятия стрессов, "для того, чтобы отвлечся" и т.п.  
      Для детей это категорически противопоказано. Чем больше задач и проблем они решают - тем лучше. Существует даже целое направление в педагоке - "проблемное обучение", кстати, одно их самых эффективных.
      Взрослые путают интересы детей и свои, взрослых. Как правило, так называемые «детские песни» во много раз умножают этот расслабляющий и тормозящий развитие фактор. Многим это может не понравиться, как не нравится лечить больной зуб – но для детей нужно использовать «проблемные песни». Это могут быть произведения с четким содержанием, мелодией и ритмом, эпические, высоконравственные и высокохудожественные песни. Чем более «серьезные» песни вы используете, тем больше будет пользы для интеллекта ребенка. В течение дня естественным путем возникает множество развивающих ситуаций. Но развивающими эти ситуации станут только тогда, когда вы будете знать, что такое «система мир» и как в ней создаются эти «развивающие ситуации».

Чем отличаются рекомендации системы МИР от обычных методик преподавания пения и музыки, раннего музыкального воспитания?

- Они диаметрально противоположны. Если вы хотите обычные результаты – используйте милые сердцу обычные методики. На прилагаемой к комплекту РК МИР-2 аудиокассете ребенок в возрасте двух лет читает обычные, с мелким шрифтом сборники и поет разные, открываемые наугад, в основном, взрослые песни. Читает не по складам, а свободно. Поет тоже, почти с правильной мелодией. Это было достигнуто человечеством впервые на планете, 1989 - 1990 году, в Москве, в столице нашей Родины, это абсолютный мировой рекорд. Иной методики, которая позволяет получить подобный результат, кроме проверенной и примененной нами, я не вижу. В качестве одного из оснований, из которых когда-то, с 1970 года вырастала «система МИР», является историко-генетическая и функционально-прагматическая теории психологии развития личности. Для ребенка все песни, в которых поется об опыте живших до него людей, о географии, поведении и т.п., я рассматриваю как ... детские, развивающие, то есть имеющие для развития ребенка историко-генетическое и функциональное значение. Только и всего. Потому что не нам судить о том, как распорядится ваш, изначально  гениальный ребенок, с этими песнями. Эта же методика здорово мне помогала, начиная с 1958 года, когда я занимался  со своими братьями двух и трех лет. Я использовал в те времена толстенный сборник русских народные и советских песен, более 500 страниц, большую фонотеку, -  современных тогда песен, - моих родителей. Я и сам через все это прошел: мой дед пел в церковном хоре, отец выступал во фронтовых концертах, пел и играл на нескольких музыкальных инструментах. Во всех моих родных и знакомых  русских семьях любимое занятие: петь на всех праздники и в застольях, аккомпанировали себе сами. Определенный личный опыт тоже использован: я прошел через музыкальную школу,  участие в создании ВИА (вокально - инструментальных ансамблей) эпохи битломании, пел в академической хоровой капелле, солировал в студенческой эстраде, не расставался с гитарой в походах и экспедициях, сочинил около двухсот песен... 
      Наши дети все наше серьезное должны воспринимать как свое, детское, только тогда они пойдут дальше нас по всем направлениям. Зачем тормозить наших детей какими то устаревшими методиками, придуманными столетия назад какими - то бездарными педагогами, скорее всего незнакомыми с возможностями музыкального развития вообще? Если не слушать традиционных педагогов, а использовать научные рекомендации, то любой родитель, я уверен, сможет повторить подвиг отца Моцарта, ведь слуховой аппарат у человека уже считается, практически сформированным в возрасте  4 - 5 месяцев беременности! Поэтому я так называю программу музыкального развития "Моцарт". Но мы-то здесь ведем речь об интеллекте - а это, на мой взгляд, сложнее будет.

 Почему вы рекомендуете использовать взрослые песни?

- Никто еще не развил интеллект своего ребенка, используя детские песни. Скорее, наоборот. Для развития ума нужны песни, которые заставляют интеллект развиваться, а не расслабляться. Не даром говорят: «Музыка расслабляет и уводит в рабство». Развивающие песни мобилизуют и ведут делать великие дела. Если первое – то не ко мне обращайтесь, включайте «диско», «попсу», хотя и попса бывает разная. Можно дать такой концерт, что дети пойдут громить машины, бить витрины. … После другого концерта – возьмутся за книжки. Все дело в DJ, в «ди – джее» и подобранных им песнях. Я рекомендую использовать взрослые песни, потому что проверял их более сорока лет. Для того чтобы стать умнее и сильнее, нашим гениальным детям нужны взрослые, даже лучше гениальные, умные и сильные взрослые песни.

 Зачем рекомендуется, например, использовать песни отечественной войны?

- Для того чтобы наши дети жили в мире, чтобы не было войны. Во-первых, это исторические песни, а великие говорили, что важна только история, если вы хотите, чтобы ваши дети избежали ошибок. Эти песни в большой степени проблемные, мелодичные, ритмичные и с хорошим текстом, часто с таким глубоким содержанием, что нужно порой полжизни прожить, чтобы постепенно полностью понять их, хотя исходные понятия часто очень простые и понятные ребенку. Например: родной дом, роща золотая, клен опавший, журавли, соловьи, березы, высокий дуб, русское поле и другие.  Эти песни не только иллюстрируют новые слова, но и  формируют связь поколений, помогают вспоминать старших родителей, почитать их – а это главная, первая конкретная заповедь такой книги, как «Библия». Получается, эти песни на практике реализуют самое святое и главное, для чего была написана «Библия»: «почитай отца и мать своих, чтобы продлились дни твои не этой земле». Большинство хороших песен – это и есть заповеди, которые ребенок будет помнить всегда, всю свою жизнь. Эти песни сохраняют связь поколений – многие родители, упустив это, горько сожалеют, когда дети их бросают, относятся к родителям бессердечно, бездумно и т.п. Что касается конкретных песен заданного вопроса, факты таковы: когда их пели, то более 50 лет не было войн. Так что за вами, родителями, выбор будущего для  своего ребенка.

 Непонятно, вот я люблю песни Аллы Пугачевой, а вы рекомендуете народные, советские песни.

- Большинство людей любят острое ... пока врач им не скажет: хотите жить, или любить это самое, острое? Это не тот случай, хочу - не хочу, люблю или не люблю. Мы исходим из того, что надо делать, чтобы быстрее и лучше развить интеллект, то есть левое полушарие. Давая мощные эмоциональные песни вы просто блокируете ребенку левое полушарие и ... он теряет время, более того, перевозбуждается. Начинать нужно с более простых песен. Многие песни Аллы Пугачевой мы тоже рекомендуем, выбирая умные, содержательные и мелодичные песни. Но песнями одной певицы, пусть даже и величайшей певицы XX века, невозможно охватить все жизненные, исторические, развивающие ситуации.  Очевидно, вам попались рекомендации по одному диску, ведь я рекомендую  несколько тысяч песен, в том числе многие содержательные современные и зарубежные песни, а это – десятки дисков. Наверное, когда вы составляете музыкальное меню для своего ребенка, то будет справедливым следующее сравнение: нужно также, как и в детском питании, помнить, что есть полезное, есть сладкое, питательное и вредное. Некоторые дельцы, в целях рекламы,  даже пиво и наркотики относят к продуктам питания.  От питания зависит не только самочувствие, но и здоровье и даже жизнь и смерть. Среди песен имеются, наверное. такие, которые можно назвать "диатезными", то есть, вызывающие аллергию, а также "соленые" и "острые", возбуждающие и успокаивающие, и даже имеются и своего рода «музыкально – наркотические», способствующие появлению "меломании".
      Разве мало родителей, которые горюют от того, что их дети – меломаны? Родителям нужно иметь в виду или, по крайней мере,  задаться вопросом: что если ребенок стал плохим человеком, то, может быть, от того, что он не те песни в детстве слушал?

Почему вы рекомендуете использовать для интеллектуального развития песни?

- Я рекомендую использовать далеко не все песни, а только отобранные. Песни можно рассматривать как звуковую иллюстрацию к словам. В хороших песнях содержится много понятий, новых для ребенка слов. Каждая песня – как картинка, опорный образ одного или нескольких понятий. Еще более важно, что почти любая песня отображает, как правило,  какую-то сложную жизненную ситуацию. Песня гармонично соединяет интеллект и эмоции. Можно очень много сказать о том, почему я рекомендую эти песни – читайте об этом в книгах.

Какое главное требование или цель использования песен в системе «МИР ребенка»?

- Помните, главное: чтобы любую песню ребенок начал пытаться петь. Постоянно показывайте в этом пример, если можете петь.

Как быть, если у родителей нет слуха?

- Другие родственники, бабушки и дедушки, дяди и тети, братья и сестры тоже не должны оставаться в стороне. Им достаточно спеть один – два раза. Вы можете специально сходить в гости к поющему родственнику – этого будет достаточно. Вспомните себя: наверняка в вашей памяти хранится случай, когда вы навсегда запомнили, что кто-то пел. В системе МИР эта проблема решается набором нескольких тысяч песен, охватывающих тысячи жизненных ситуаций и  понятий.

Как следует применять развивающие песни»?

...

Что такое «МИРС» - «музыкально – интеллектуальные ситуации»?

...

Как найти и включить и прослушивать нужные рекомендуемые песни?

...

Некоторые психологи утверждают, что музыка вредна.  Можно ли ребенку слушать радио? Что такое "музыкальные вирусы"?

 

Мы не так часто включаем телевизор, но зато пользуемся радио. Какие программы по радио вы бы рекомендовали для ребенка?  Мой муж постоянно слушает радио. Говорит, что там есть музыкальные программы. Но говорит, что слушать это нельзя – неужели там нет ничего полезного?

Я постоянно прослушиваю многие радиоканалы, анализирую их с позиций интеллектуального развития. Одни меняются в лучшую сторону, другие - наоборот, в худшую. Если вас интересуют конкретные рекомендации по этим вопросам - их довольно много, и они имеются в РК МИР-2.

...

А что вы скажете про «Радио России», «Радио Резонанс» и другие, отечественные программы?

...

Неужели никакой пользы нет от слушания радиостанций?

От некоторых передач, на мой взгляд, имеется польза. Но многие другие - не просто вредны, но смертельно опасны для ребенка. ...

Понятно, что существует  много плохой музыки и масса нехороших песен. Ну, а что можно выделить как самое вредное в музыке для развития ребенка?

- Самое вредное – прослушивание песен «без слов», точнее, на непонятном иностранном языке. Этим наносится невосполнимый урон детям. Невозможно себе представить такое и в таких масштабах, скажем, в США. Когда я вижу и слышу, что дети слышат такие песни, мне явственно представляется шагреневая кожа» - после каждого такого прослушивания мозг ребенка становится меньше, сжимается, как шагреневая кожа. Развитие интеллекта при слушании непонятных песен приостанавливается или даже уходит в минус. Здесь нервные клетки не восстанавливаются, блокируются надежно, точнее, - навсегда, именно такой музыкой. Представьте себе свой персональный компьютер, все так называемые "жествкие диски" которого забиты «тяжелыми музыкальными файлами. Диски можно очистить. А клетки мозга человека – "переформатировать" или заменить, точнее, заместить возможно, как пока считается, только путем безвозвратного отмирания. Восполнение клеток оказывается недостаточным и начинается деградация....

Как сделать МИРС – презентацию песни?

- Для этого используется программное обеспечение, инструкции, имеющиеся в комплекте для родителей. Несколько тысяч песен с возможностями презентаций уже подготовлено. Но опыт показал, что правополушарные технологии интеллектуального развития требуют учитывать индивидуальные склонности, вкусы родителей...

...

Ответы на эти и другие вопросы, а также галерея сотен развивающих песен содержится на дисках в развивающем комплекте для раннего развития детей: РК МИР-2.

 Записал Алексей Ч.

Home Up Музыкальные вирусы
Вы можете прислать ваши предложения и пожелания
слуюбе поддержки айта по адресу: alekseychernogalov@newmail.ru; Вопросы по методам развития детей:  aor@oss.ru
Hosted by uCoz